Вместо денег – ремонт: Вступили в силу изменения в законе об ОСАГО

Теперь российские автовладельцы, имеющие страховой полис ОСАГО, в случае ДТП будут получать не деньги, а бесплатный ремонт в СТО.

Теперь российские автовладельцы, имеющие страховой полис ОСАГО, в случае ДТП будут получать не деньги, а бесплатный ремонт в СТО. Соответствующие изменения в законодательстве (Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 49-ФЗ) вступили в силу 28 апреля.

 

Старые полисы ОСАГО «работают», как раньше.

Нововведения распространятся на договора, которые подписаны после 28 апреля. Если ОСАГО было оформлено ранее, то в случае дорожно-транспортного происшествия собственник автомобиля получит денежную компенсацию - и так будет до окончания срока договора. После выдачи нового полиса выплату заменят ремонтом машины.

- Основная цель закона – улучшение качества клиентского сервиса при урегулировании убытков в ОСАГО. Кроме того, Банк России рассчитывает, что введение приоритета ремонта в ОСАГО будет способствовать повышению доступности этого вида страхования в проблемных регионах, - отметили в Центральном Банке РФ.

 

Как это будет работать?

После осмотра повреждённого автомобиля и проведения независимой технической экспертизы после ДТП страховая организация выдаёт потерпевшему направление на ремонт на выбранный сервис с последующей оплатой выполненного ремонта.

 

На каких СТО будут производить ремонт

Сервис, где будет ремонтироваться транспортное средство, автовладелец выбирает сам на этапе заключения договора ОСАГО из предложенного страховщиком списка.

Перечень СТО, с которыми у страховщика заключены договоры с указанием адресов их места нахождения, марок, года выпуска обслуживаемых машин и примерных сроков проведения ремонта, должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться.

Таким образом, автовладелец сможет сам посмотреть сайты разных страховщиков, список сервисов, с которыми они сотрудничают, и выбрать понравившийся вариант.

 

Требования к ремонту автомобилей

Согласно новому закону, ремонт проводится за 30 рабочих дней.

СТО должно располагаться не далее, чем за 50 км от места жительства потерпевшего или места ДТП.

Ремонт новых автомобилей следует производить у официальных дилеров.

 

Как отремонтировать автомобиль в сервисе, с которым у страховщика нет договора?

Надо будет получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении необходимо указать полное наименование выбранной СТО, её адрес, место нахождения и платёжные реквизиты для возможности оплаты страховщиком восстановительного ремонта.

Требования к ремонту. В отличие от денежной выплаты при осуществлении восстановительного ремонта автомобиля не будет учитываться износ деталей и агрегатов, то есть автовладельцу не придётся ничего доплачивать.

Другое важное изменение – запрет на замену деталей на запасные части, бывшие в употреблении, если иное не определено соглашением страховщика и автовладельца, например, когда речь идёт о ремонте автомобилей, на которые уже не выпускаются новые запчасти.

 

Гарантии

Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту машины составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, – 12 месяцев. Ответственность за качество и сроки ремонта несёт страховщик. При выявлении недостатков проведённого ремонта автовладелец указывает их в акте приёма-передачи при получении транспортного средства от СТО, и обращается с заявлением к страховщику.

За нарушение сроков ремонта страховщика наказывают неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения. Если же компания в течение года неоднократно нарушала обязательства, включая обязанность по организации и оплате восстановительного ремонта, Банк России имеет право ввести запрет страховщику на натуральное возмещение по ОСАГО.

При этом, если страховщик не может организовать проведение качественного ремонта, у него нет договоров с СТО, которые соответствуют требованиям, то он продолжит возмещать ущерб в денежной форме.

 

Страховые компании одобряют

Страховщики уже готовятся к нововведениям, и уже видят плюсы в работе по иным правилам.

- Мы уходим от автоюристов, которые работают на дороге, потому что мы напрямую будем оказывать услугу потерпевшему – ремонтировать его автомобиль. Раньше автоюристам мы платили деньги по договорам и доверенностям, которые они приносили, и потом только эти автоюристы какую-то часть суммы передавали действительно потерпевшим. Судя по отзывам многих клиентов, приходила только половина суммы, то есть потерпевшие у нас раньше денег недополучали, - рассказала «Крымской газете» Анна Блохина, директор Крымского филиала Страховой компании «Московия». - Мы платили раньше по экспертной оценке, будет та же самая экспертная оценка, только деньги теперь мы будем перечислять на станции техобслуживания, которые будут осуществлять ремонт.

Список СТО компании пока только составляют, потому требования к СТО закон предъявляет очень жёсткие. В Центробанке напомнили, что вопрос качества ремонта является ключевым в новых требованиях.

- Страховая компания должна обеспечить своим посредникам, подрядчикам качество ремонтных работ, - заявил руководитель Департамента страхового рынка ЦБ РФ Игорь Жук. - Если моменты негативные будут всплывать, связанные с качеством, Банк России будет принимать меры, в том числе, и те, которые записаны в законе, что он имеет право при поступлении многочисленных жалоб на качество ремонта, которые компании страховой потребитель вправе предъявить, такую компанию от такой опции, как ремонт, отлучить.

Согласно новому закону, на страховиков налагаются штрафные санкции за непостановку пострадавшего автомобиля на ремонт или за задержку сроков восстановления авто.

- Мне хотелось, чтобы вы понимали: нам не так важно, чтобы эти санкции работали как санкции. Нам важно, чтобы человек получил машину, и она была в том качестве, которое требуется. Если страховая компания задерживает (автомобиль на ремонте, - ред.), то нам после жалоб проще такую компанию отлучить, чем применять санкции. Мы хотим не на санкциях акцент сделать, а на том, что компания, боясь потерять такую опцию, как ремонт, должна обеспечить качество, - отметил Игорь Жук.

По словам исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева, станции техобслуживания поставлены в сложное положение в отношении ремонта старых автомобилей после аварии.

- Большинство станций не хотело бы ремонтировать их, нести ответственность за ремонт крыла старого автомобиля, которому десять лет. У него царапины, ему не надо менять это крыло. Ведь не каждое повреждение требует обязательной замены деталей, - констатировал исполнительный директор РСА. - Но отремонтировать крыло, которому десять или больше лет (а средний возраст автопарка у нас больше десяти лет) и потом нести 12 месяцев гарантию - это для станции крайне сложная ситуация. Многие уже заранее говорят, что будут ограничивать, принимать машины 3-5-7 лет, по которым они действительно смогут реально после осуществления ремонта нести гарантию именно за ремонт какого-то элемента. Однако в любом случае пострадавший должен получить автомобиль в исходном состоянии до ДТП с наименьшими проблемами.

Стоит отметить, что в настоящее время в Министерстве финансов РФ обсуждают возможность смены подходов к коэффициентам страховых тарифов и хотят уйти от характеристик, которые привязаны к транспортному средству, дать возможность страховщикам устанавливать отдельные тарифные коэффициенты самостоятельно.

 

 

 

gazetacrimea.ru