У «Платона» появится близнец

С именем Росавтодор еще не определился, но новая система позволит собирать с перевозчиков в несколько раз больше, чем это делает «брат»

Росавтодор ищет инвесторов, способных профинансировать создание системы весового контроля грузовиков на принципах государственно-частного партнерства, сообщают «Ведомости» со ссылкой на представителя агентства.

Через пять лет – к 2021 году – на федеральных трассах должна быть развернута сеть из 400 автоматизированных постов весогабаритного контроля, говорил ранее министр транспорта Максим Соколов. По словам одного из консультантов автодорожных проектов и чиновника Минтранса, инвестиционным консультантом по этому проекту Росавтодор выбрал компанию Vegas Lex, с которой уже сотрудничал при внедрении системы «Платон».

Законодательство устанавливает для автопоездов ограничение по массе до 44 т. За превышение разрешенной массы на 2% и более Ространснадзор штрафует грузоотправителей на сумму от 100 000 до 500 000 руб. за каждое нарушение, а перевозчиков – от 1000 руб. Только за февраль-март Центр мониторинга безопасности дорожного движения Росавтодора выявил более 200 тыс. таких нарушений.

Пока в этом центре действует 71 пункт наблюдения (в пилотном режиме), в системе Ространснадзора их 168. За 10 месяцев прошлого года Ространснадзор проверил 82 000 грузовиков и выявил более 22 000 нарушений. Сколько штрафов заплатили нарушители, надзорная служба не раскрывает. Если бы штрафы взимались за все нарушения, выявленные Росавтодором, то с середины прошлого года государство собрало бы уже 182 млрд руб., подсчитал один из консультантов, – в 9 раз больше, чем получит бюджет в этом году от системы «Платон», взимающей с владельцев 12-тонников плату за проезд по федеральным дорогам.

Общая стоимость проекта не превысит 20 млрд руб., но многое зависит от формата инвестиций и эксплуатации системы, говорят консультанты автодорожной отрасли. Обсуждается вариант концессии, но штрафы по-прежнему будет собирать Ространснадзор. Такая схема гарантирует инвестору возврат средств. По аналогичной схеме работает и «Платон»: государство платит оператору системы – компании «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) от 10,6 млрд руб. в год за ее обслуживание, а штрафы – за ГИБДД.

Планируемая система – близнец «Платона», со временем их логично было бы объединить в одну сеть, считает чиновник Минтранса. Возможности «Платона» позволяют интегрировать его с системой весового контроля, если будет поставлена такая задача, замечает представитель РТИТС.

Оборудование для новой системы обойдется в 7–10 млрд руб., но кроме этого придется потратиться на центр обработки данных, электроснабжение и т. д. Цена одного пункта контроля составит 20–30 млн руб., говорит представитель Росавтодора. В пересчете на всю сеть – с учетом уже построенного 71 пункта – выходит 6,5–9,7 млрд руб. По его словам, Росавтодор планирует довести число пунктов взвешивания до среднеевропейского уровня: восемь на 1000 км пути.

Если статистика Росавтодора верна, проект окупится за два-три года, а Минтранс получит недостающие средства на строительство дорог в регионах, особенно с учетом недобора денег по «Платону», полагают эксперты.LR

 

 

 

Логирус